Главной целью охраны жизни и здоровья детей в детском саду является создание и обеспечение здоровых и безопасных условий, сохранение жизни и здоровья воспитанников в процессе воспитания и организованного отдыха.
Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасной жизнедеятельности, потребовала обучения сотрудников ДОУ, родителей и детей безопасному образу жизни в сложных условиях социального, техногенного, природного и экологического неблагополучия. Данная ситуация поставила перед коллективом необходимостью систематизации работы по трем направлениям: предвидеть, научить, уберечь. Понятие безопасности в ДОУ ранее включало в себя следующие аспекты: охрана жизни и здоровья детей, обеспечение безопасных условий труда сотрудников ДОУ. Но современный мир изменил подход к проблеме безопасности, в нее вошли и такие понятия, как экологическая катастрофа и терроризм.
Коллектив ДОУ обеспечивают безопасность с учетом современных требований, а для этого необходимо определить цели, задачи и стратегию работы. Руководитель и весь коллектив строит свою работу на основе законодательных и инструктивно-директивных документов по разделам:
• охрана жизни и здоровья детей;
• противопожарная и техногенная безопасность;
• предупреждение дорожно-транспортного травматизма;
• обеспечение безопасности и усиление бдительности при угрозе террористических актов;
В эту работу включены все участники воспитательно-образовательного процесса: дети, сотрудники, родители.
Работа с детьми включает в себя формирование у детей представлений об опасных и вредных факторах, чрезвычайных ситуациях и воспитание навыков адекватного поведения в различных неординарных ситуациях.
Работа с сотрудниками строится на изучении нормативно-правовых документов, локальных актов, приказов по учреждению, инструкций по технике безопасности, должностных инструкций и обеспечении контроля за исполнением данных инструкций.
Работа с родителями носит профилактическую направленность и может осуществляться в виде консультаций, проектной деятельности в соответствии с реализацией раздела программы по ОБЖ.
В целях наилучшего обеспечения безопасности ФГБДОУ должно сотрудничать с другими социальными институтами, в т. ч. с семьями воспитанников. Только систематическая, планомерная работа в содружестве с семьей поможет сформировать у дошкольников прочные знания о правилах пожарной безопасности.
В ДОУ разработан план взаимодействия с родителями, включающий в себя:
• проведение родительских собраний;
• оформление информационных уголков (папки-передвижки, консультационные папки, памятки, буклеты и т. п.);
Основными задачами в области обеспечения безопасности образовательного пространства являются:
- изучение и реализация основных направлений законодательства РФ по вопросам безопасности,
- разработка и внедрение нормативно - правовых, методических и иных локальных актов, инструкций по формированию безопасного образовательного пространства;
- аттестация образовательного учреждения по созданию медико - социальных, организационно - технических условий, обеспечивающих безопасность и сохранение здоровья всех участников воспитательно-образовательного процесса;
- обеспечение выполнения сотрудниками и воспитанниками ДОУ требований законодательных и других нормативно - правовых актов, регламентирующих создание здоровых и безопасных условий воспитания;
- выполнение правил пожарной безопасности и соблюдение противопожарного режима;
- формирование у воспитанников и сотрудников устойчивых навыков безопасного поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций;
- оснащение образовательного учреждения противопожарным и охранным оборудованием, средствами защиты и пожаротушения;
- обеспечение безопасной эксплуатации здания, оборудования и технических средств обучения.
Управленческая составляющая заключается в организации выполнения перечисленных задач, анализе и прогнозировании. Обеспечение безопасности участников воспитательного процесса - проблема, с которой сталкиваются все руководители дошкольных образовательных учреждений. Для реализации поставленных задач необходимо создать оптимальную структуру управления ДОУ. Для этого необходимо:
-совершенствовать механизмы управления безопасностью образовательного пространства,
-организовать распределение обязанностей,
-совершенствовать планирование мероприятий безопасности образовательного процесса и механизмы достижения конкретных результатов в области формирования безопасного образовательного пространства,
-разрабатывать и внедрять методы мониторинга условий воспитания и обучения в ДОУ,
- обучать персонал и воспитанников по вопросам формирования безопасного образовательного пространства и формированию культуры безопасности.
Следующим этапом является организация номенклатуры деятельности - сформирован перечень нормативно - правовых актов: положения, приказы, инструкции по охране труда. Так, организация охраны труда в ДОУ регламентируется основными нормативными документами:
• Устав ФГБДОУ
• Коллективный договор
• Правила внутреннего трудового распорядка.
• Положение об организации работы по охране труда.
• План мероприятий по улучшению условий охраны труда на 2022 год.
• Инструкции по охране жизни и здоровья детей:
- Инструкция 1 по организации охраны жизни и здоровья детей в детском саду и на детской площадке
- Инструкция 2 по организации охраны жизни и здоровья детей - целевые прогулки в летний период
- Инструкция 3 по организации охраны жизни и здоровья детей - прогулочные площадки во время игр
- Инструкция 4 по организации охраны жизни и здоровья детей - во время труда на огороде и в цветнике.pdf
- Инструкция 5 по оказании первой помощи детям
- Инструкция 6 по предупреждению детского дор.травматизма
- Инструкция 7 по оказанию первой помощи детям во время пербывания в ДОУ
- Инструкция 8 по организации охраны жизни и здоровья детей в детском саду - сезонная
- Инструкция 9 по предупреждению и ликвидации ЧС
На основе требований законодательных и иных нормативных актов по охране труда разработана организационно - распорядительная документация, которая представляет собой правовые акты ДОУ, устанавливающие правила поведения на рабочем месте для каждого работника и выполнение требований, обеспечивающих сохранение жизни и здоровья сотрудников и воспитанников в период их пребывания в ДОУ.
АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ БЕЗОПАСНОСТИ, РЕШАЕМЫЕ В ДОУ.
ФИЗИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
- обеспечение правопорядка и антитеррористической защищенности, безопасности при чрезвычайных ситуациях, охраны труда. Состояние антитеррористической защищенности объекта является одним из критериев обеспечения безопасности воспитанников и персонала ДОУ, создания условий, гарантирующих охрану жизни и здоровья во время воспитательно - образовательного процесса.
В ДОУ назначаются ответственные за организацию работы по обеспечению безопасности участников воспитательно - образовательного процесса.
Систематически проводится обследование дошкольного учреждения и прилегающей территории на предмет их защищенности, работоспособности охранной сигнализации, обнаружения посторонних предметов.
ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ.
Требования пожарной безопасности - специальные условия социального и технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством российской Федерации, нормативными документами или уполномоченными государственным органом (п.1, гл.1 ППБ 01-03).
В нашем ДОУ разработано:
• Положение об организации работы по обеспечению пожарной безопасности
• План противопожарных мероприятий
В ДОУ делается особый упор на соблюдение требований безопасности. Проводится работа по обучению детей дошкольного возраста правилам безопасности:
• вопросы рассматриваются на педагогических советах;
• создана соответствующая развивающая среда.
Итак, понятие "безопасность" включает не только организацию защиты всех участников образовательного процесса от чрезвычайных ситуаций, таких как пожары, природные, экологические и техногенные катастрофы, террористические угрозы, экстремизм и насилие над личностью, но и транспортный и бытовой травматизм, недостаточно защищенные условия труда и учебы, незаконное вторжение в личное и информационное пространство. Это также умение правильно оценивать внешние факторы и оперативно и адекватно реагировать на них. Только при одновременном учете всех этих факторов можно говорить о создании действенной системы комплексной безопасности.
Обеспечение безопасности зависит не только от оснащенности объектов образования самыми современными техникой и оборудованием, но и прежде всего от человеческого фактора, т.е. от грамотности и компетентности людей, отвечающих за безопасность образовательных учреждений и учебного процесса, от слаженности их совместной работы с администрацией и педагогами, от подготовленности обучающихся и работников учебных заведений к действиям в чрезвычайных ситуациях.
Законодательная база по охране жизни и здоровья детей:
• Конвенция по правам ребенка, ст. 6, п. 1,2, ст.19;
• Конституция РФ, ст. 41, п. 3, ст.;
• Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» 24.07.98 № 124-ФЗ;
• Гражданский кодекс РФ, гл. 59, ст. 1064 «Общие основания ответственности за причинение вреда», ст.1065 «Предупреждение причинения вреда»;
• Семейный кодекс РФ, раздел 4, гл. 12, ст. 63, 65 «Права родителей по воспитанию и образованию детей»;
• Закон РФ «Об образовании», ст. 32, п. 22.3 «Компетентность и ответственность образовательного учреждения»;
• «Инструкция по организации охраны жизни и здоровья детей в детских садах и на детских площадках », утвержденная Министерством просвещения РСФСР 30 августа 1955г. № 42;
• Приказ Минобразования РФ от 15.01.02 № 76 «О создании безопасных условий жизнедеятельности обучающихся в образовательных учреждениях»;
• Приказ Минобразования РФ от 07.08.2000 № 2414 и Письмо Минобразования РФ от 12.07.2000 № 22-06.788 «О принятии дополнительных мер по предотвращению несчастных случаев с обучающимися и работниками образовательных учреждений »;
• Инструктивно-методическое письмо Минобразования РФ от 14.03.2000 № 65 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»;
• Устав ФГБДОУ и родительский договор.
• Внутренние локальные акты: приказы и инструкции по охране жизни и здоровья детей:
• Инструкция для воспитателей по охране жизни и здоровья детей, по организации экскурсий, прогулок за пределы детского сада;
• Инструкция по охране жизни и здоровья детей в летний, зимний, осенний и весенний периоды;
• Локальные акты по пожарной безопасности:
• Схема оповещения в случае чрезвычайной ситуации;
• План эвакуации в случае возникновения пожара и чрезвычайной ситуации;
• Инструкция по пожарной безопасности в дошкольном образовательном учреждении;
• Приказ «Об обеспечении пожарной безопасности».
• Локальные акты:
• Инструкция воспитателям по предупреждению детского дорожного травматизма.
Материал для работы с детьми:
- Дидактическое пособие для ознакомления с окружающим миром « Правила поведения», «Безопасное поведение на природе», «Безопасность в доме», «Правила личной безопасности».
- Азбука безопасности «Ты и дорога», «Ты один дома» Людмила Радзиевская 2006г.
- Законодательная база по обеспечению безопасности и усилению бдительности при угрозе террористических актов:
- Федеральный закон № 3808 «О борьбе с терроризмом» (принят Госдумой 03.07.98);
- Уголовный кодекс РФ, раздел 9 «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка», гл.24, ст. 205 «Терроризм» (принят Госдумой 24.05.96);
- Постановление Правительства РФ от 15.09.99 № 1040 «О мерах по противодействию терроризму»;
- Памятка «МЧС предупреждает: ваша безопасность при угрозе взрыва. Меры защиты по предупреждению и при угрозе террористических актов», 2001.
Для обеспечения безопасности детей в ДОУ
- Запрещается вход в детский сад посторонних лиц, не имеющих отношения к воспитанникам и сотрудникам учреждения.
- Запрещается отдавать детей незнакомым лицам, лицам до 18 лет или лицам, не имеющим письменного разрешения от родителей.
- Необходимо требовать от родителей личной передачи ребенка воспитателю с рук на руки.
Для обеспечения безопасности детей в ДОУ имеются:
• тревожная кнопка;
•
• система пожарной сигнализации;
•
• план эвакуации детей.
•